+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

Морально психологическая подготовка сотрудников овд конспекты 2018

Содержание

Морально психологическая подготовка сотрудников овд конспекты 2018

Морально психологическая подготовка сотрудников овд конспекты 2018

Меню

– Финансовое право – Морально психологическая подготовка сотрудников овд конспекты 2018

В процессе занятий и тренировок сотрудники должны овладеть приемами саморегуляции, снятия нервного напряжения, активизации внутренних ресурсов на выполнение поставленной задачи. Формирование волевой активности и навыков волевых действий.

В практической деятельности сотрудникам органов внутренних дел приходится сталкиваться с различными трудностями, препятствиями, которые затрудняют качественное выполнение работы, а порой и препятствуют достижению поставленной цели.

В этих ситуациях им приходится проявлять волевую активность, побуждающую их на преодоление этих трудностей и препятствий. Развитию навыков волевых действий способствует включение в процесс занятий определенных элементов, помех, препятствующих реализации поставленной задачи.

Опыт волевой активности, накопленный в процессе таких тренировок, будет влиять на развитие воли, волевых качеств личности.

Юридическая библиотека для полицейских

  • формирование и развитие профессионально значимых познавательных качеств;
  • совершенствование и развитие навыков и умений установления психологического контакта с различными категориями граждан;
  • формирование навыков ролевого поведения в различных ситуациях оперативно-служебной деятельности;
  • совершенствование умений применять психолого-педагогические приемы воздействия в сложных, конфликтных ситуациях общения с гражданами;
  • формирование психологической устойчивости умения владеть собой в напряженных ситуациях оперативно-служебной деятельности;
  • развитие положительных эмоционально-волевых качеств личности, обучение сотрудников приемам саморегуляции и самоуправления;
  • формирование волевой активности и навыков волевых действий;
  • подготовка к психическим перегрузкам в работе.

Морально-психологическая подготовка

Для этого: руководитель наблюдает за обучающимися (всеми или избирательно) и сверяет потом выставленные ими самооценки с результатами своих наблюдений, делает замечания, если оценки расходятся; при проведении плановых занятий используются методические приемы групповой оценки достигнутого отдельными обучаемыми — разбивка их на пары с заданием осуществлять взаимный контроль правильности выставленных разбивка на группы по 3-4 человека с поручением обсуждать или даже выставлять групповые оценки каждому по очереди; выставлять оценки всей учебной группой некоторым из обучающихся, сверяя их с выставленными ими самими оценками; используется прием изолированной самооценки (каждый раз выдается новый чистый лист для самооценки, а предыдущий не показывается).

2. психологическая подготовка сотрудников органов внутренних дел

Внимание На церемонию возложения венков к памятникам боевой славы (погибших сотрудников) приглашаются представители органов местного самоуправления, общественности, ветераны ОВД, члены семей погибших сотрудников. Форма одежды сотрудников –парадно-выходная.

По прибытию на место, личный состав выстраивается как позволяет место, фронтом или правым флангом к памятнику. Начальник ОВД, его заместители, приглашённые лица размещаются в уловленном месте на левом фланге.

Там же находятся назначенные для возложения венок лица (по 2 человека на венок).

Важно По сигналу начальника ОВД, лица, назначенные для возложения венков, медленным шагом начинают движение в колонне, в сторону памятника. Количество рядов в колонне определяется из условий местности.
Во главе колонны движутся друг за другом лица, несущие венки.

По морально-психологической подготовке

Сначала осуществляется успокаивающая часть путем расслабления основных мышечных групп тела и произнесения вербальных формулировок по типу: я успокаиваюсь; круг моего внимания сужается до границ моего тела; чувствую и контролирую самого себя; мое тело спокойно, расслаблено и неподвижно; я успокоился; мой организм отдыхает; я спокойно и приятно отдыхаю.

Во-первых то, что обучающиеся периодически просматривают правила поведения и размышляют над оценкой каждого, уже приносит пользу: правила волей-неволей запоминаются, всплывают непроизвольно в памяти в ситуациях реальной жизни и деятельности и как-то регулируют поведение, что уже хорошо. Во-вторых, следует применять меры, повышающие объективность оценок.

Позже в ходе задержания, данный гражданин причинил ножом множественные проникающие колото-резаные ранения находящемуся на службе в форменном обмундировании участковому уполномоченному полиции.

«У сотрудников слабо развиты практические навыки в осуществлении досмотра автотранспорта, граждан, применения приемов боевого раздела самбо, владения оружием, оказания первой медицинской помощи.

Сотрудники, входящие в оперативные группы по задержанию вооруженных преступников, психологически не подготовлены к проведению специальных операций, ими не учитываются те обстоятельства, что в отношении них преступниками могут быть использованы нестандартные приемы и предметы (наезды автомобиля, натравливание собаками, ломы, топоры, газовые баллончики и др.)».
[1, С.

Морально-психологическая подготовка сотрудников овд конспекты 2018

Система патриотического воспитания основана на двух составляющих: патриотизм и патриотическое сознание.

Основные задачи психологической подготовки заключаются в том, чтобы: — повысить психологическую устойчивость сотрудников органов внутренних дел к действию стресс-факторов и их соче-таний, типичных для органов внутренних дел; — развить у сотрудников психологические качества, сформи-ровать особые характеристики навыков и умений, способст-вующих высокоэффективному выполнению всех профессио-нальных действий в любых сложных и опасных условиях опе-ративно-служебной деятельности. Психологическая подготовленность является комплексным слагаемым профессионального мастерства сотрудников.

Это совокупность сформированных и развитых психологических ха-рактеристик сотрудника, отвечающих специфичным и важным психологическим особенностям оперативно-служебной деятель-ности и выступающих одной из необходимых предпосылок ее осуществления.

Формирование психологической устой-чивости способствует натренированности сотрудников в без-укоризненном выполнении профессиональных действий в усло-виях максимальных психологических трудностей, что может достигаться путем моделирования напряженности в процессе тренировок и практических занятий. Развитие положительных эмоционально-волевых ка-честв личности, обучение сотрудников приемам саморегу-ляции и самоуправления.

Формирование психологической ус-тойчивости и умения владеть собой в напряженных ситуациях предполагает выработку у сотрудников определенных эмоцио-нально-волевых качеств личности, таких как ответственность, стойкость к неудачам, склонность и устойчивость к риску, само-обладание, выдержка и т.д. Сотрудник должен владеть приемами самоконтроля поведения, управлять своим поведением и эмоциями.

Боевая готовность — это комплексное понятие, включающее в себя следующее: высокие морально-волевые качества, глубокая идейная убеждённость сотрудника полиции, высокая личная ответственность за порученное дело, самоотверженность, способность преодолевать любые испытания на пути к выполнению поставленной задачи, специальная, боевая и физическая подготовка, доведённая до совершенства, исполнительность, дисциплинированность и организованность всех сотрудников подразделения. Очень важную роль играет наличие экипировки, снаряжения и их исправность.

Главным принципом по экипировке и подбору снаряжения для личного состава является — бери не то, что может пригодиться, а то, без чего нельзя обойтись.

Сотрудник полиции может более эффективно преодолевать негативное влияние стресса и может повысить работоспособность за счет развития потенциальных возможностей своей психики и своего сознания. Известным фактом является, когда человек в состоянии чрезвычайного эмоционального возбуждения, находясь в экстремальной ситуации, способен на интеллектуальную и физическую сверхмобилизацию.

В экстремальной ситуации это может произойти самопроизвольно.

Однако путём регулярных психологических тренировок, то есть путем применения методов психической саморегуляции, можно научиться вызывать сверхмобилизацию защитных сил организма в нужный момент.

«Психическая саморегуляция — это произвольное управление психическими и физиологическими процессами с целью достижения наибольшего их соответствия реализуемой деятельности» [2, С. 52].

Источник: http://yuruos.icu/moralno-psihologicheskaya-podgotovka-sotrudnikov-ovd-konspekty-2018/

Об организации морально-психологической подготовки в органах внутренних дел Российской Федерации (с изменениями на 29 ноября 2016 года), Приказ МВД России от 10 августа 2012 года №777

Морально психологическая подготовка сотрудников овд конспекты 2018

(с изменениями на 29 ноября 2016 года)

____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
приказом МВД России от 29 ноября 2016 года N 768.
____________________________________________________________________

В соответствии с подпунктом 48 пункта 12 Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 1 марта 2011 года N 248, в целях формирования у сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации высоких морально-психологических качеств личности, психологической готовности к выполнению оперативно-служебных задач -________________

Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 10, ст.1334, 2011, N 39, ст.5453, 2012, N 21, ст.2630, 2012, N 29, ст.4078.

приказываю:

1. Утвердить прилагаемое Руководство по организации морально-психологической подготовки сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации.

2.

Руководителям (начальникам) подразделений центрального аппарата МВД России, территориальных органов МВД России, образовательных учреждений, научно-исследовательских, медико-санитарных и санаторно-курортных организаций системы МВД России, окружных управлений материально-технического снабжения системы МВД России, а также иных организаций и подразделений, созданных для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на органы внутренних дел:
(Пункт в редакции, введенной в действие приказом МВД России от 29 ноября 2016 года N 768.________________

Сноска исключена – приказ МВД России от 29 ноября 2016 года N 768..

Далее – “органы, организации, подразделения МВД России”.

2.

1. Взять под личный контроль организацию морально-психологической подготовки сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации.

2.

2. Лично проводить в системе морально-психологической подготовки занятия по наиболее актуальным проблемам оперативно-служебной деятельности.

2.

3. Обеспечить практическую направленность морально-психологической подготовки и неукоснительное выполнение программ обучения в процессе служебной деятельности.

3. Департаменту государственной службы и кадров МВД России (В.Л.Кубышко):

3.1. Ежегодно разрабатывать и направлять в срок до 1 декабря в органы, организации, подразделения МВД России (в образовательные учреждения МВД России – до 1 августа) примерные тематические планы по морально-психологической подготовке.

3.2. Ежегодно готовить обзоры и учебно-методические материалы по вопросам морально-психологической подготовки.

4.

Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра С.А.Герасимова.

Министргенерал-лейтенант полиции

В.Колокольцев

Приложение. Руководство по организации морально-психологической подготовки сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации

Приложениек приказу МВД России

от 10 августа 2012 года N 777

(с изменениями на 29 ноября 2016 года)

I. Общие положения

1. Руководство по организации морально-психологической подготовки сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации определяет цели, порядок организации и критерии оценки морально-психологической подготовки сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации.________________

Далее – “сотрудники”.

2.

Морально-психологическая подготовка проводится в целях формирования у сотрудников моральной установки на верность Присяге сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации, личной убежденности в приоритете защиты прав и свобод человека и гражданина, морально-психологической готовности к выполнению оперативно-служебных задач.

3. Общее руководство и организацию методического обеспечения морально-психологической подготовки, разработку примерных ежегодных тематических планов осуществляет Департамент государственной службы и кадров Министерства внутренних дел Российской Федерации.________________

Далее – “ДГСК МВД России”.

4.

Морально-психологическая подготовка организуется в подразделениях центрального аппарата МВД России, территориальных органах МВД России, образовательных учреждениях, научно-исследовательских, медико-санитарных и санаторно-курортных организациях системы МВД России, окружных управлениях материально-технического снабжения системы МВД России, а также иных организациях и подразделениях, созданных для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на органы внутренних дел.
(Пункт в редакции, введенной в действие приказом МВД России от 29 ноября 2016 года N 768.________________
Сноска исключена – приказ МВД России от 29 ноября 2016 года N 768..

Далее – “органы, организации, подразделения МВД России”.

5. Особые знания, навыки и умения вырабатываются у сотрудников в системе морально-психологической подготовки по специальным профессионально ориентированным программам.

6. Занятия по морально-психологической подготовке проводятся в форме лекций, семинаров и практических занятий.

7.

Для чтения лекций по морально-психологической подготовке могут приглашаться лица из числа профессорско-преподавательского состава образовательных учреждений МВД России, других учебных заведений, ведущие специалисты из органов государственной власти Российской Федерации, научных учреждений, общественных объединений, входящих в состав внештатных лекторских групп органов, организаций, подразделений МВД России.

8. Обучение руководителей (начальников) подразделений морально-психологического обеспечения, руководителей учебных групп и сотрудников, ответственных за ведение учетно-планирующей документации органов, организаций, подразделений МВД России, организуется:

8.1. Ежегодно:

8.1.1.

Руководителей (начальников) подразделений морально-психологического обеспечения – на учебно-методических сборах в территориальных органах МВД России на региональном уровне (руководители (начальники) подразделений морально-психологического обеспечения управлений на транспорте МВД России по федеральным округам обучаются на учебно-методических сборах в территориальных органах МВД России на региональном уровне по месту дислокации).

8.1.2. Руководителей учебных групп – на семинарах в территориальных органах МВД России на окружном, межрегиональном, региональном и районном уровнях, образовательных учреждениях МВД России, управлениях на транспорте МВД России по федеральным округам.

8.2. Один раз в полугодие: лиц, ответственных за ведение учетно-планирующей документации, – на инструкторско-методических занятиях в подразделениях морально-психологического обеспечения территориальных органов МВД России на окружном, межрегиональном, региональном и районном уровнях, образовательных учреждений МВД России, управлений на транспорте МВД России по федеральным округам.

II. Индивидуальные результаты изучения сотрудниками программы морально-психологической подготовки

9. Слушатель учебной группы, успешно освоивший программу морально-психологической подготовки, должен:

9.1. Знать:

9.1.1. учебного материала в объеме программы морально-психологической подготовки на учебный год.

9.1.2. Современную социально-политическую обстановку в стране и мире.

9.1.3. Нравственные основы службы в органах внутренних дел, профессионально-этические требования к поведению и служебному общению сотрудников.

9.1.4. Основы психологических представлений в соответствующей профильной области служебной деятельности.

9.1.5. Тексты Государственного гимна Российской Федерации, Присяги сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации.

9.1.6. Описание и историю государственных символов Российской Федерации и МВД России (Государственного герба Российской Федерации, Государственного флага Российской Федерации, знамени МВД России).

9.1.7. Имена и фамилии сотрудников, погибших при исполнении служебных обязанностей, удостоенных звания Героя Российской Федерации или награжденных орденами Российской Федерации, зачисленных навечно в списки органа, организации, подразделения МВД России, в котором он проходит службу.

9.1.8. Требования профессионально-этического стандарта антикоррупционного поведения сотрудника.

9.1.9. Историю органа, организации, подразделения МВД России, в котором он проходит службу, памятные дни МВД России.

9.1.10. Наименования должностей, специальные звания и фамилии своих прямых начальников до Министра внутренних дел Российской Федерации включительно.

Источник: http://docs.cntd.ru/document/499085564

Морально психологическая подготовка лекции на 2018 год

Морально психологическая подготовка сотрудников овд конспекты 2018

Морально психологическая подготовка лекции на 2018 год

Проведенные изучения показывают, что целеустремленное развитие перечисленных качеств с помощью реальных занятий и специальных тренировок позволяет повысить показатели их развития в 2-3 раза.

О морально-психологическом обеспечении оперативно-служебной деятельности в ОВД РФ»[2], приказ МВД России от10.08.2012г. №777 «Об организации морально-психологической подготовки в ОВД РФ»[3] и другие локальные нормативные документы.

В рамках профессиональной подготовки (профессионального обучения) со слушателями всех программ обучения образовательных организаций МВД России предусмотрен одноименный междисциплинарный курс «Морально-психологическая подготовка».

Данный курс предполагает изучение по основным вопросам этической основы службы в ОВД, психологической подготовки на основе современных данных, а так же развитие профессионально-важных качеств личности.

В итоге психологическая атмосфера в коллективе и характеризуется высокой степенью изменчивости, отражая особенности взаимодействия и общения людей.

Статический уровень характеризует уже не ситуативные изменения, а лишь устойчивые черты коллективного субъекта жизнедеятельности, проявляющиеся как в отношении людей друг другу, так и в их отношении к общему делу. Такие черты существенным образом определяют социально-психологический климат в подразделениях ОВД.

Поэтому, несмотря на некоторые колебания, общее состояние социально-психологического климата определяется не какими-либо экстренными указаниями или отдельными актуальными событиями, а постоянным влиянием на социально-психологические процессы в коллективе.

Данное явление отражает прежде всего ресурсы трудового настроя и групповой морали, задействованные в конкретной службе и органе в целом.

В социально-психологическом климате коллектива обычно выделяют два специфических уровня:

1. статический, который относительно постоянен и включает устойчивые взаимоотношения членов коллектива, их интерес к работе и к коллегам;

2. динамический, который колеблется из-за перепадов в каждодневном настрое сотрудников в процессе работы.

Динамический уровень часто обозначают термином «психологическая атмосфера в коллективе». Она обуславливается сходством эмоциональных состояний ее членов, зависит от общего складывающегося настроя совместно работающих людей.

ЧС. Занятия организуются и проводятся как раздельно, так и во взаимосвязи, образуя целостную систему специальной морально-психологической подготовки населения к действиям в условиях ЧС.

Вся система подготовки складывается из:

  1. — морально-психологического изучения людей, их отбора;

  2. — моральной подготовки;

  3. — профессионально-психологической подготовки;

  4. — морально-психологического обеспечения действий людей в сложных условиях ЧС.

Специальная морально-психологическая подготовка людей проводится непрерывно, по этапам, соответствующим задачам и условиям подготовки. Начинаясь заблаговременно, она ведётся и в повседневных обычных условиях и при ЧС.

Внимание

Начальник ОВД, его заместители, приглашённые лица размещаются в уловленном месте на левом фланге. Там же находятся назначенные для возложения венок лица (по 2 человека на венок).

Во главе колонны движутся друг за другом лица, несущие венки.

Руководство по организации морально-психологической подготовки сотрудников овд

Всем руководителям всегда следует отдавать ясный отчет в том, как то, или иное событие или их решение, объявление поощрения и наказания кому-то и тому подобное отражаются морально — психологически на коллективе и отдельных сотрудниках, то есть необходимо учитывать морально-психологические последствия.

· обещания, выполнение которых находится под сомнением;

· проявления лести, лицемерия, назойливости, лжи и лукавства;

· преувеличение своей значимости и профессиональных возможностей.

Роль социально-психологического климатав служебных коллективах органов внутренних дел в совершенствовании оперативно-служебной деятельности и проблемы его формирования.

Эффективность оперативно-служебной деятельности сотрудников органов внутренних дел во многом зависит от социально-психологических явлений в коллективах, а именно: психологического климата, характера и эмоциональной окраски взаимоотношений между сотрудниками, их сплоченности; степени согласованности формальных и неформальных структур; наличия, а также способов разрешения и предупреждения межличностных конфликтов; степени соответствия стиля руководства уровню развития коллектива.

Вместе с тем, большинство опытных руководителей ОВД с опытом службы в совершенстве овладевают традиционными методами и приемами психодиагностики, не прибегая к помощи практических психологов – выявляют причины конфликтов, цели и мотивы конфликтантов, включая т.н. конфликтных личностей, в первую очередь, посредством наблюдения, анализа документов (личных дел), обобщения независимых характеристик и, конечно, в рамках задушевного разговора – беседы.

Вы точно человек?

Цели обучения направлены на приобретение слушателями теоретических знаний, практических умений, навыков и формирование компетенций, необходимых для осуществления профессиональной деятельности.

Очень важную роль играет наличие экипировки, снаряжения и их исправность.

Главным принципом по экипировке и подбору снаряжения для личного состава является — бери не то, что может пригодиться, а то, без чего нельзя обойтись.

Сотрудник полиции может более эффективно преодолевать негативное влияние стресса и может повысить работоспособность за счет развития потенциальных возможностей своей психики и своего сознания. Известным фактом является, когда человек в состоянии чрезвычайного эмоционального возбуждения, находясь в экстремальной ситуации, способен на интеллектуальную и физическую сверхмобилизацию.

В экстремальной ситуации это может произойти самопроизвольно.
Однако путём регулярных психологических тренировок, то есть путем применения методов психической саморегуляции, можно научиться вызывать сверхмобилизацию защитных сил организма в нужный момент.

Конфронтация – как стремление добиться максимального удовлетворения собственных интересов в ущерб другому – ввиду его слабости; по своей направленности ориентирована на то, чтобы действуя активно и самостоятельно, добиваться осуществления собственных потребностей, не взирая на другие стороны, непосредственно участвующих в конфликте. Профессионально существенные познавательные качества обеспечивают результативность познавательной работы сотрудников. К таким качествам относят профессиональную чувствительность, восприятие, наблюдательность, память, мышление, воображение.

Специальные упражнения и тренировки по развитию этих качеств предполагают овладение работниками главными приемами и знаниями определенных правил увеличения результативности запоминания, сохранения и воспроизведения профессионально значимых данных, развития логического мышления и творческого воображения.

К вопросу о морально-психологической подготовке сотрудников полиции

Не следует, однако, к нему прибегать без нужды, торопиться с принятием компромиссных решений, прерывать тем самым обстоятельное обсуждение сложной проблемы, искусственно сокращать время на творческий поиск разумных альтернатив, оптимальных вариантов. В любой конкретной служебной ситуации каждому сотруднику, руководителю ОВД нужно прочувствовать, а лучше продумать и просчитать, эффективен ли в данном случае компромисс по сравнению, например, с конфронтацией или сотрудничеством.

Источник: https://plbarber.ru/moralno-psihologicheskaya-podgotovka-lektsii-na-2018-god/

Особенности психологической и боевой подготовки сотрудников овд

Морально психологическая подготовка сотрудников овд конспекты 2018

Ключевые слова: СОТРУДНИКИ ПОЛИЦИИ; ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА; БОЕВАЯ ПОДГОТОВКА; СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТЬ; ЭКСТРЕМАЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ; САМОРЕГУЛЯЦИЯ; ВООРУЖЕННЫЙ ПРЕСТУПНИК; ОСВОБОЖДЕНИЕ ЗАЛОЖНИКОВ; POLICE OFFICERS; PSYCHOLOGICAL TRAINING; COMBAT TRAINING; STRESS RESISTANCE; EXTREME SITUATION; SELF-REGULATION; ARMED CRIMINAL; RELEASE OF HOSTAGES.

Аннотация: В статье говорится об отдельных аспектах психологической и боевой подготовки сотрудников ОВД.

Профессионализм сотрудников полиции во многом определяется качеством психологической и боевой подготовки.

Сотрудники полиции в отличие от служащих других государственных ведомств чаще сталкиваются с ситуациями, связанными с угрозой причинения вреда жизни и здоровью, где главным критерием эффективной деятельности является высокая боевая и физическая подготовка, а также психологическая готовность сотрудника к активным рациональным и тактически грамотным действиям в конкретной ситуации.

Из информационной справки для оперативного совещания при исполняющем обязанности начальника ГУ МВД России по Красноярскому краю по вопросу «Об организации работы по профилактике чрезвычайных происшествий, связанных с гибелью и ранениями сотрудников органов внутренних дел при исполнении служебных обязанностей» следует: в 2013 году было зарегистрировано 2 факта получения сотрудниками колото-резанных ранений, в 2014 году при задержании особо опасного преступника огнестрельное ранение получил начальник полиции одного из отделов, а в 2015 году разыскиваемый, без вести пропавший гражданин во время его сопровождения к автомобилю нанес ножевые ранения сотруднику уголовного розыска. В июле 2016 года после непродолжительного одиночного преследования инспектор ДПС, настигнув правонарушителя, увидел, что он стоит, наклонившись вниз лицом. Не оценив возможность противоправных действий гражданина, и восприняв это положение за его усталость от преследования, проявив необоснованную самоуверенность, инспектор ДПС попытался провести задержание. Однако правонарушитель резко развернулся и нанес сотруднику удар камнем в височную область головы. Сотрудник, пытаясь увеличить дистанцию, извлек табельное оружие, произвел выстрел вверх, после чего упал и потерял сознание. Преступник, завладев табельным огнестрельным оружием, скрылся с места происшествия. В 2016 году в ходе отработки сообщения о бытовом скандале было причинено колото-резаное ранение левой кисти специалисту тылового обеспечения, после чего преступник скрылся с места происшествия, в связи с чем был объявлен в розыск. Позже в ходе задержания, данный гражданин причинил ножом множественные проникающие колото-резаные ранения находящемуся на службе в форменном обмундировании участковому уполномоченному полиции.

«У сотрудников слабо развиты практические навыки в осуществлении досмотра автотранспорта, граждан, применения приемов боевого раздела самбо, владения оружием, оказания первой медицинской помощи.

Сотрудники, входящие в оперативные группы по задержанию вооруженных преступников, психологически не подготовлены к проведению специальных операций, ими не учитываются те обстоятельства, что в отношении них преступниками могут быть использованы нестандартные приемы и предметы (наезды автомобиля, натравливание собаками, ломы, топоры, газовые баллончики и др.)». [1, С. 3]

Ситуация силового или вооруженного противостояния с правонарушителем это всегда стресс для сотрудника полиции, который обусловлен следующими факторами: опасность, внезапность, неопределенность, новизна, ускорение темпа действий, дефицит времени.

От того, насколько сотрудник полиции устойчив к воздействию стресса, будет зависеть эффективность его действий по пресечению правонарушения и задержанию лица, его совершающего.

Другими словами от стрессоустойчивости сотрудника полиции зависит его психологическая готовность к действиям в условиях применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия. Таким образом, одной из важнейших задач в рамках психологической и боевой подготовки сотрудников полиции является повышение стрессоустойчивости.

Сотрудник полиции может более эффективно преодолевать негативное влияние стресса и может повысить работоспособность за счет развития потенциальных возможностей своей психики и своего сознания.

Известным фактом является, когда человек в состоянии чрезвычайного эмоционального возбуждения, находясь в экстремальной ситуации, способен на интеллектуальную и физическую сверхмобилизацию. В экстремальной ситуации это может произойти самопроизвольно. Однако путём регулярных психологических тренировок, то есть путем применения методов психической саморегуляции, можно научиться вызывать сверхмобилизацию защитных сил организма в нужный момент.

«Психическая саморегуляция — это произвольное управление психическими и физиологическими процессами с целью достижения наибольшего их соответствия реализуемой деятельности» [2, С. 52].

Психическая саморегуляция – это регуляция, которая осуществляется самим человеком с помощью своей психической активности.

Психической саморегуляцией можно назвать воздействие человека на самого себя с помощью слов и мысленных образов.

Существуют разные методы, приемы и способы психической саморегуляции. К отдельным способам психической саморегуляции можно отнести:1) ритуальные действия;2) самоисповедь;3) самоубеждение;4) самоприказ;5) самовнушение;6) медитация;

7) обязательство выжить в экстремальной ситуации.

Вышеуказанные способы психической саморегуляции объединяет то, что в их основе лежит использование приемов самовнушения. «Реализация самовнушений происходит путем повторения вербальных формулировок в виде самоприказов – так называемых формул самовнушения – и оперирования ими в соответствии с заранее заданной целью» [3, С. 103].

Начальной стадией психической саморегуляции, аутогенного погружения в свое сознание, является состояние релаксации. Наступление состояния релаксации характеризуется следующими признаками: возникновение ощущений тепла, тяжесть во всем теле, переживание внутреннего комфорта, отдыха, снятие беспокойства, тревоги.

Релаксация – состояние покоя, расслабленность, возникающая у человека. «Возникновение нервно-мышечной релаксации связано с именем Э. Джекобсона, установившего существование прямой зависимости между повышенным тонусом скелетной мускулатуры и различными формами отрицательного эмоционального возбуждения.

Суть предложенного метода «прогрессивной» или активной нервно-мышечной релаксации состоит в уменьшении степени напряжения и последующем расслаблении (релаксации) основных мышечных групп тела, вследствие чего уменьшается эмоциональное напряжение.

Иными словами, мышечная релаксация вызывает релаксацию психологическую» [3, С. 99].

По мнению автора данной методики, главными проблемами человека, живущего в цивилизованном мире, стали чрезмерная спешка, беспокойство и избыток поводов, на которые он вынужден реагировать. В этих условиях физические и психологические нагрузки приводят к длительному перенапряжению, которое имеет свойство накапливаться.

Поскольку наша душа и тело – единое целое, то нервно – мышечное перенапряжение способствует психическому напряжению и раздражительности. Человек, пытающийся расслабиться в данной ситуации, зачастую достигает противоположного результата. Общее расслабление возможно лишь при релаксации всех скелетных мышц.

Тренаж следует проводить в положении лежа, желательно, чтобы в процессе занятий никто не беспокоил.

В общем виде психическая саморегуляция сотрудника полиции может выглядеть следующим образом.

Сначала осуществляется успокаивающая часть путем расслабления основных мышечных групп тела и произнесения вербальных формулировок по типу: я успокаиваюсь; круг моего внимания сужается до границ моего тела; чувствую и контролирую самого себя; мое тело спокойно, расслаблено и неподвижно; я успокоился; мой организм отдыхает; я спокойно и приятно отдыхаю. Затем следует выполнить мобилизационную часть путем произнесения формулировок тонизации по типу: уходит тяжесть и расслабленность из всего моего тела; приятный ветерок обдувает меня; мышцы моего тела стали легкими и подвижными; я становлюсь все бодрее и бодрее; самочувствие отличное; я сильный человек; я хозяин своему страху; я могу победить в сложной ситуации; в схватке с врагом я одержу победу; я все могу; я ничего не боюсь; я уверен в себе, я как сжатая пружина; готов действовать; встать! Время проведения психической саморегуляции у каждого человека подбирается индивидуально.

Критерий правильного выполнения психической саморегуляции — удовольствие, которое доставляют эти занятия, хорошее самочувствие спустя продолжительное время после их окончания.

Если подобные приятные ощущения не возникают или быстро исчезают, или вслед за ними человек начинает испытывать страх, напряжение, мышечную усталость, значит, человек совершает какую-то ошибку, следует обратиться за помощью к специалисту.

Выполнение упражнений по психической саморегуляции способствует развитию личностных качеств сотрудника полиции, позволяющих повысить стрессоустойчивость и принимать ответственные решения в экстремальных ситуациях, которые минимизируют причинение вреда здоровью граждан и сотруднику.

Теперь рассмотрим некоторые аспекты боевой подготовки сотрудников полиции. А именно рассмотрим подготовку по противодействию преступным проявлениям, связанным с похищением людей, захватом заложников, с использованием огнестрельного оружия.

Обучение сотрудников полиции тактике действий по задержанию и ликвидации вооружённых преступников, освобождению заложников в здании складывается из двух составляющих: тактическое мастерство и боевая готовность личного состава.

Тактическое мастерство — это комплекс специальных знаний, умений и навыков, дающих сотруднику полиции возможность постоянно находиться в боевой готовности, быстро ориентироваться в сложной оперативной обстановке, в кратчайшие сроки принимать оптимальные, целесообразные решения, действовать решительно и грамотно, проявлять стойкость и волю. Боевая готовность — это комплексное понятие, включающее в себя следующее: высокие морально-волевые качества, глубокая идейная убеждённость сотрудника полиции, высокая личная ответственность за порученное дело, самоотверженность, способность преодолевать любые испытания на пути к выполнению поставленной задачи, специальная, боевая и физическая подготовка, доведённая до совершенства, исполнительность, дисциплинированность и организованность всех сотрудников подразделения. Очень важную роль играет наличие экипировки, снаряжения и их исправность. Главным принципом по экипировке и подбору снаряжения для личного состава является — бери не то, что может пригодиться, а то, без чего нельзя обойтись.

Для обеспечения высокого уровня боевой подготовки сотрудников полиции, в особенности для подготовки к действиям в нестандартных ситуациях предлагаем уделять особое внимание отработке действий в следующих ситуациях:

«Невозможность быстрого проделывания прохода в помещение или невозможность быстрого проникновения в помещение в установленном месте». Для обеспечения успешного выполнения операции по освобождению заложников, если позволяет обстановка, необходимо создавать дублирующую группу захвата, которая должна находиться в готовности проделать проход в другом месте и начать штурм через него.

«Команда «Граната» (слева, справа, с тыла, с фронта)» – это тренировка сотрудников полиции в рассредоточении и укрытии в течение полутора-двух секунд за препятствием или ногами к гранате, если укрытие отсутствует.

«Сотрудник группы ранен или убит» — отработка эвакуации раненого, немедленный вызов группы поддержки. Его место должен немедленно занять следующий за ним в боевом порядке сотрудник и выполнять его обязанности.

Никто из участников штурма ни в коем случае не должен отвлекаться для оказания помощи раненому, это дело медиков.

Чем быстрее обстановка на месте, где находится раненый будет под контролем, тем быстрее он получит квалифицированную помощь.

«Задержки при стрельбе» — действия сотрудников полиции при отказе оружия должны постоянно отрабатываться на занятиях по огневой и тактической подготовке.

«Отказ средств радиосвязи» — сотрудники полиции должны знать и быть готовыми использовать устные команды и сигналы, знаки, подаваемые руками, то есть разговаривать молча.

Штурм помещений, проникновение в помещение в целях освобождения заложников – одна из наиболее опасных и сложно-выполняемых оперативно-служебных задач. Успех полностью зависит от качественной психологической и боевой подготовки, а также планирования действий сотрудников групп захвата и обеспечивающих подразделений.

Подводя итог вышесказанному, напрашивается вывод о том, что процесс подготовки сотрудников ОВД к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия должен идти в двух направлениях — то есть не только «в здоровом теле — здоровый дух», но и «при здоровом духе – здоровое тело». Иными словами, при систематическом выполнении физических упражнений, будет формироваться не только здоровое тело, но и уверенность сотрудника в своих силах, а также более высокий уровень психологической готовности к действиям в экстремальных ситуациях. А также при регулярном выполнении упражнений по психической саморегуляции у сотрудника полиции будет формироваться не только необходимый боевой дух и надлежащее психологическое состояние, но и здоровая мотивация к физическому и тактическому совершенствованию в целях обеспечения готовности к выполнению оперативно-служебных задач, связанных с угрозой для жизни и здоровья граждан и сотрудников полиции.

Список литературы

  1. Тактика задержания вооруженных преступников в различных ситуациях: учебно-методическое пособие/ М.А. Войцехович. – Иркутск: Учебный центр УВД Иркутской области, 2003. – 85 с.
  2. Психологическая подготовка сотрудников полиции: учебное пособие/ В.Л. Цветков. – Москва: ДГСК МВД России, 2016. – 64 с.
  3. Организация психологического обеспечения деятельности сотрудников ОВД в экстремальных условиях: методическое пособие/ Под общ. ред. В.М. Бурыкина. – Москва: ИМЦ ГУК МВД России, 2004. – 240 с.

Источник: http://novaum.ru/public/p585

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.